Добавлено: Вс 10 Май, 2009 10:07 Заголовок сообщения: Энциклопедия лидеров
Краткая справка:
Гейдар Алирза оглы Алиев родился 10 мая 1923 года в Нахичеванской Автономной Республике Азербайджанской ССР. Окончил местный педагогический техникум, а затем исторический факультет Бакинского государственного университета. В 1941-1944 годах являлся заведующим отделом Совета Народных Комиссаров Нахичеванской автономной республики, а с 1944 года работал в органах государственной безопасности Азербайджана, где прошел путь от рядового сотрудника до генерала и председателя республиканского КГБ. В 1969-1982 гг. Гейдар Алиев возглавлял ЦК КП Азербайджана. В 1976-1982 гг. был кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, а в 1982-1986 гг. - членом Политбюро, первым заместителем председателя Совета министров СССР. В 1990 году вышел из рядов КПСС и вернулся из Москвы на родину. В 1990-1993 гг. работал председателем Верховного Совета Нахичеванской автономной республики и одновременно заместителем председателя Верховного Совета Азербайджана. 15 июня 1993 года был избран председателем Верховного совета Азербайджана. С 24 июня 1993 года являлся исполняющим полномочия президента Азербайджанской Республики. В октябре 1993 года был избран президентом Азербайджана. Повторно на этот пост был переизбран в октябре 1998 года. 12 декабря 2003, общенациональный лидер Азербайджана, Президент Гейдар Алиев скончался.
Добавлено: Пн 11 Май, 2009 09:25 Заголовок сообщения: САМЕД ВУРГУН
САМЕД ВУРГУН (Векилов Самед Юсиф оглы)
Родился в 1906 году в Юхары-Салахлы вблизи Газаха. Поэт, общественный деятель. Народный поэт и заслуженный деятель искусств Азербайджана, лауреат Государственных премий СССР, академик АН Азербайджана. В 1924 году окончил учительскую семинарию в Газахе, в 1929-З0 годах учился в МГУ, а в 1931-33 годах в аспирантуре в Баку.
В 1924-29 годах Самед Вургун работал учителем в Газахе, Кубе и в Гяндже. Печататься начал с 1924 года. Он - основоположник новой поэтической школы в Азербайджане. С первых лет творчества сила воздействия поэтического дарования Самеда Вургуна определялась гармоничным слиянием новых идей с новаторской формой его стихов, глубиной выраженных в них чувств. Сборники стихов «Клятва поэта» и «Фонарь», стихотворения «Будьте готовы», «Шаги», «Басти» и другие, повествуют о созидательной деятельности людей труда, об их устремленности в будущее. Ярко выраженная народность произведений Самеда Вургуна несомненна. Его героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» посвящена поэту ХУШ века; любовно-лирическая драма в стихах "Фархад и Ширин" написана на сюжет поэмы Низами Гянджеви «Хосров и Ширин»; драма в стихах «Человек» протестует против жестокости и насилия, утверждает гуманизм. В поэмах «Мугань», «Айгюн» Самед Вургун создал образы своих современников. Его ранние интимно-лирические стихи были опубликованы только после смерти, в 1957 году, в сборнике под названием «Чичек» («Цветок»). Живя в эпоху жестокой коммунистической диктатуры, Самед Вургун был вынужден в своих произведениях восхвалять режим. К сожалению, таких напыщенных стихов у него много. Несмотря на это обстоятельство, творчество Самеда Вургуна, лаконичный и сдержанный стиль его стихов, оказали огромное влияние на развитие азербайджанской поэзии. У него было много талантливых произведений. Вот небольшой отрывок из стихотворения поэта «Я не спешу», где легкая и светлая грусть, воспоминания, пришли к нему в зените жизни (перевод К.Симонова):
Все в звездах небо, с моря дует ветер.
Мы встретим со стаканами зарю.
Не говорю: «Забудем все на свете!»
«Согреемся немного», - говорю.
Пусть длится ночь, пусть опоздает утро, -
В объятьях дум сижу я у огня.
Пусть то, что я скажу, не так уж мудро,
Но мудрость друга - выслушать меня!
Пока любить и петь я мучим жаждой,
Пока, живой, теплом земли дышу,
Я жизнь продлю в ее мгновенье каждом, —
Мне некуда спешить.
Я не спешу.
Самед Вургун — автор литературоведческих статей о Низами Гянджеви, М.П.Вагифе, А.С.Пушкине, В.В.Маяковском, М.Горьком и других. Он перевел на азербайджанский язык «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, «Девушку и смерть» М.Горького, «Катерину» Т.Шевченко, часть поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, стихи И.Чавчавадзе, Джамбула и других. Сочинения Самеда Вургуна также переведены на многие иностранные языки. На Втором съезде писателей СССР Самед Вургун был одним из основных докладчиков (о состоянии поэзии). Многие годы он возглавлял Союз писателей Азербайджана, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Азербайджана, был награжден многими орденами и медалями,
Векилов Самед Юсиф оглы (Самед Вургун) умер в 1956 году в Баку. Его именем названы улицы в городах республики, школы, культурно-просветительные учреждения. В Юхары-Салахлы открыт дом поэзии, а в Баку - Дом-музей Самеда Вургуна. В Баку и Газахе ему установлены памятники. В 1981 году была выпущена медаль в честь Самеда Вургуна. Его творчество высоко ценили современники -Л.Арагон, А.Фадеев, Н.Тихонов, К.Симонов, К.Леонидзе, В.Луговской и другие. О Самеде Вургуне написаны десятки монографий, литературоведческих статей и очерков.
Сыновья Самеда Вургуна Вагиф Самедоглы (Вагиф Самед Вургун оглы Векилов), 1939 года рождения, поэт, драматург, публи- цист, заслуженный деятель искусств Азербайджана; Юсуф Самедоглы (Юсуф Самед Вургун оглы Векилов) 1935 года рождения, народный писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджана.
Добавлено: Сб 16 Май, 2009 09:18 Заголовок сообщения:
Энциклопедия / Люди
Сабир
19.5.1862 - 12.7.1911
Сабир (псевдоним; настоящее имя Мирза Алекпер Таирзаде) [19(31).5.1862, г. Шемаха, — 12(25).7.1911, там же], азербайджанский поэт. Учился в медресе, затем в новометодной школе (см. Джадидизм) поэта Сеида Азима Ширвани. В ранние годы писал лирические газели. Революция 1905—07 породила гражданские мотивы в поэзии С. Выступал в сатирическом журнале «Молла Насреддин» под псевдонимом Хоп-хоп (Удод), который затем часто менял, чтобы скрыть своё авторство от преследовавших его реакционеров. В сатирических образах правоверного фанатика, патриархального отца семейства, оторвавшегося от народа интеллигента или лицемерного моллы он бичевал всё, что препятствовало прогрессу, призывал к просвещению и свободе. В социальных сатирах С. впервые в азербайджанской литературе ставился вопрос о классовом угнетении; люди труда слышали в них призыв к борьбе за свои права. В политических сатирах нашли отражение разгон Государственной думы в России, интриги самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, деспотизм турецкого султана, происки международной реакции. Вместе с Дж. Мамедкулизаде и другими передовыми писателями С. создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления. Его стихи наряду с лучшими произведениями других молланасреддиновцев явились первыми образцами пролетарской литературы на азербайджанском языке и подготовили почву, на которой выросла затем азербайджанская советская литература.
Соч.: Бутун эсэрлэри, Бакы, 1934; Нопhопнамэ, ч. 1—3, Бакы, 1962—65; в рус. пер. — Избранное. [Предисл. М. Ибрагимова, коммент. и примеч. А. Шарифа], Б., 1962; Избр. сатиры. [Предисл. Л. Пеньковского], М., 1962.
Лит.: Шариф А., Жизнь и поэтическое творчество Сабира (1862—1911), М., 1951; Мирэhмэдов Э., Сабир, Бакы, 1958; Заманов А., Сабир вэ муасирлэри, Бакы, 1973.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах